Южная Осетия, которую мы потеряли

14.11.15 20:00




Проезжая по Южной Осетии сегодня человек, чье детство и юность связана с этим благословенным краем испытывает щемящую боль. Наша земля пустеет. Брошенными стоят осетинские села, разрушаются древние башни, которые охраняли осетинские долины от врагов. Сейчас эти башни, которые не смогли одолеть враги прошлого, разрушаются от времени и человеческого равнодушия. А иногда тех сел, которые они охраняли, уже как таковых нет.
Кое-где старые дома оживают на неделю другую в летние месяцы, когда на родину предков приезжают горожане из Владикавказа. Однако часто, увы, уже и приезжать некуда – дома разрушаются, их руины зарастают кустарником, а прежде многолюдные села поражают своей опустошенность. Там где еще лет 20-30 раздавался веселый детский смех – сейчас просто кладбищенская тишина.

Южная Осетия, наша Родина умирает. Умирает на наших глазах. Эйфория от признания Россией «независимости» Южной Осетии не позволила нашим политикам взглянуть правде в глаза, признать, что наша Родина больна, и возможно, неизлечимо больна, ей нужно срочное лечение. Может быть болезненное и неприятно – но спасительное.
Также как большой раком в 3 стадии не дожжен пренебрегать болезненными процедурами – если он хочет жить. Если же он ради каких то сиюминутных удовольствий, все силы отдает на то, чтобы окружающие признали его «великим и независимым» пренебрежет лечением – то быстрая гибель организма неизбежна . И организм еще быстрее погибнет если вместо лечения он будет отдавать все свои силы на ссоры и вражду с братьями и соседями.
Точно также на Южная Осетия, если дальше будет так продолжатся, как сейчас, может превратится в «независимую» пустыню, где будут в лучшем случае охранять лишь российские военные пограничники. По оценкам экспертов реальная численность населения Южной Осетии сегодня примерно в 5 (!) раз меньше, чем до начала конфликта в 90-х годах.
Говоря об умирающей Осетии, я имею ввиду и осетинские села которые расположены по всей восточной грузи в Триалетских горах, в Трусовскойм ущелье, в предгорьях Большого кавказского хребта в Кахетии, на южногрузиских нагорьях. Большинство этих сел сегодня стоят пустыми, в некоторых доживают свой век один-два старика.
Учитывая настоящий туристский бум, который сегодня имеет вместо в Грузии следует признать, что лучше условий для развития туризма чем в осетинских селах нет. Природа здесь красивейшая, воздух – чистейший, повсюду масса родников и минеральных источников. Если бы эти села были «живыми» то сегодня только на обслуживании туристов и отдыхающих можно было бы создать тысячи рабочих мест, в горы бы потянулась молодежь. А какой огромны потенциал для развития сельского хозяйства, животноводства, учитывая огромные ресурсы летних пастбищ.
Возродился бы целый мир, уникальный югоостинскоий мир! Цивилизация, аналогов которой нет нигде. Наши предки в тяжелейших условиях малоземелья обживали эти территории, причем вместе с грузинами. Масса смешанных семей – подтверждение тому, что отношения между нашими народами всегда были братскими. И по вине политиков и проходимцев сегодня этот мир практически уничтожен.
«Кавказская Швейцария» не состоялась, потому что политики не пошли по пути европейскиой Швейцарии, где напомним 4 государственных языка и швейцарские граждане немецкого, французского, итальянского и ретороманского происхождения жили в мире даже когда соседние государства с народами разговаривающими на аналогичных языках воевали межу собой.
Безусловно, вина в произошедшей трагедии южных осетин -- и у грузинской стороны. Но надо понимать, что в Грузии у власти меняется уже четвертая-пятая генерация политиков. Те кто проводил антиосетинскую политику во времена Гамсахурдиа и Саакащвили – любо давно канули политическое небытие, либо находятся по следствием. Грузинский народ учится на своих ошибках. Чего, увы, не скажешь о нашем народе.. Мы же продолжаем воевать с фантомами, жить враждой двадцатилетней давности... Точнее наши политики, которым образ врага нуден для того, чтобы им затмить собственную бездарность и некомпетентность...
В неподалеку от древних осетинских сел (где, к сожалению, остин осталось немного) – в Гудаури и Боржоми стремительно развиваются горные и горнолыжные курорты. Но не менее красивая природа и на территории ныне как бы «независимой» Южной Осети. И никто не помешает властям в Цхинвали развивать туризм. Однако, увы, гости в наши горы не едут. И боюсь что в нынешних условиях – поедут еще не скоро.
Причину мы понимает -- но боимся себе в ней признаться -- туристы и отдыхающие, особенно с детьми , не восторге от того, что будут находится в фактически «прифронтовой зоне», и своеобразном «геополитическом мешке, в который можно попасть (и оттуда выбраться) лишь через узкую горловину Рокского туннеля. И из которого нельзя выехать даже в примыкающие к нему почти со всех сторон грузинские села.
. При этом нужно участь и сложность «подъезда» ко многим селам Южной Осетии. Многие дороги не ремонтировались еще с советских времен. Да и из одного ущелья в южной Осетии не заезжая на грузинские районы сложно добраться даже до соседнего ущелья. Так сегодня чтобы попасть из Цхинвали в Ленингор (г.Ахаолгори – ред.) нужно преодолеть два перевала которые зимой становятся непроходимыми из-за снега.
Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять – в югоосетинские ущелья удобнее попасть с равнин внутренне Картли. Если Южная Осетия была в составе Грузии – население бы просто тянулось бы в горы на отдых, из крупных городов, из опаленных солнцем восточногрузинских равнин и долин, сюда бы приезжали и иностранные туристы, а также туристы из России, которые едут на Кавказ ради гор. Туристический маршрут Тбилиси-Мцхета – Гори- Цхинвали-Дзау (или цхинвал – озеро Эрцо - Квайса) так и напрашивается. При этом минеральные воды Дзау можгли бы составить конкуренцию Боржоми. А ныне пустующие ущелья Тедзами, Таны и Дзамы, где стоят покинуты осетинские села? Они могли бы стать просто «визитной карточкой» Грузии, ведь такой природы как здесь (и это фактически в пригороди Тбилиси) – нет негде в Европе ни в Швейцарии ни в Австрии. В селах бы развивались народны промыслы, местные жители снабжали бы горожан экологически чистыми и натуральными продутыми, на которые сейчас повышенный спрос...
Все это могло бы быть...
Тогда бы (как и сейчас в Грузии) нашлись бы деньги, чтобы проложить нормальные дороги ко всем юго-остинским седлам. И молодежь сюда бы вернулась. Еще бы не вернутся – если ты можешь жить в отчем доме, на чистом воздухе, среди роскошной природы.. А соскучился по городской суете или нужно по делам – пожалуйста – час езды по хорошей магистрали – и ты уже в Тбилиси. Где сегодня кстати реально проживает больше этнических осетин, чем во всей Южной Осетии. Если бы осетины не покинули в такой массе Грузию – в том же Тбилиси можно было бы открывать осетинские школы, создавать осетинские культурные центры, издавать книги, газеты и журналы на осетинском языке. Да и наш Цхинвал наверняка бы процветал – ведь он ненамного дальше от Тбилиси, чем Гори, а природа у нас – однозначно красивее и летом прохладнее.
Но увы, все получилось по другому.. Наша Родина встречает нас не красивыми селами, не многолюдными селами, а запустением и мертвой тишиной. Она больна.. Смертельно больна...
Прежде всего, чтобы понять, чем больна наша Родина, нужно вернуться к тем годам, когда лучшие сыны и дочери нашего народа начали борьбу за независимость Южной Осетии. И сегодня, с высоты прожитых лет, приходится признать – мы не за то боролись. Энергию свей молодости, лучшие душевные порывы можно было направить на то, чтобы действительно земля Южной Осетии была процветающей, чтобы наш народ на этих землях имел будущее.
Ведь еще в конце 80-х годов прошлого века, во времена СССР было понятно, что с Южной Осетией и южными осетинами творится что-то неладное. Опустение гонных сел началось еще тогда. Еще тогда молодежь пока массово покидала землю отцов. Причем не только в тогдашней Юго-осетинской Автономной области. Пустели осетинские села в Триалетских горах и в Кахетии, причем нельзя в этом видеть только злой умысел тогдашнего партийного руководства Грузии.
Мы, осетины, испокон веков привыкли жить в суровых условиях горного малоземелья. В таких условиях большое село часто просто не может се6я «прокормить, да и мест под строительство бывает маловато. Поэтому наши предки селились небольшими селами, а то и хуторами. 10-20 домов – обычный размер осетинского села как в Чесельтском или Кударском ущельях – так и в Гуджареском, Дзамском, Атенскеом, Тедзамском ущельях Триалетских гор.
Обратите внимание, как расположены осетинские села – на горных хребтах и в труднодостпных горных ущельях. Они фактически прикрывали рубежи тогдашней Грузии.
Первый удар внешних захватчиков против Грузии почти всегда приходился на осетин. Именно наши предки первыми принимали на себя бой с врагами, давая возможность грузинам собраться силами для отпора. По сути осетины в восточной Грузии выполняли ту же функцию как Казаки на рубежах России. Боевое братство наших народов насчитывает века.
Правда наши историки сегодня любят выискивать факт вражды между грузинскими князьями и осетинскими обществами. Забывая о том, что саму Грузию веками раздирали междоусобицы. Та же Картли тоже когда-то может, и воевала с Имерети. Но это не значит, что сегодня жители картлийсчкого Хашури должны идти войной на жителей имеретинского Зестафони.. Это сегодня грузинам покажется дикостью. Однако по моему не меньшая дикость то, что с грузинами из того же Хашури должны воевать жители югоосетинского Дзау
Выгодное с точки зрения обороны расположение осетинских сел в той же Триалетии сыграло с нашим народом злую шутку в 20мм веке. Партийное руководство посчитало, что прокладывать дороги к небольшим горным селениям, заниматься содержанием таком инфраструктуры Строить школы и больницы нерентабельно и нецелесообразно.– но в итоге получать низкие «валовые» показатели.
И горные села начали пустеть. Причем не только осетинские. Пустели и высокогорные грузинские села, массовое опустение происходило и в российской глубинке, особенно в Нечерноземье. Коммунистическое руководство своим формалистскими «плановым» походам к человеческим судьбам обрекало целые районы на то, что их покидало коренное население.
Грузинские села расположенные в долинах и на равнинах как правило, были более многолюднее чем осетинские, кроме того были в основном и лучше обеспечены сельхозугодиями. Поэтому они пустели не так как осетинские. Более того из горных селений осетины переселялись не только в города, но и в равнинные села и поселки и как правило быстро ассимилировались грузинами – ведь школы здесь были, как правило, грузинские.
Это сейчас мы понимаем, что горное село сточки зрения развития туризма и рекреации намного лучше, чем большое село на жаркой и запыленной равнине. Тогда же колхозы и совхозы на районах чувствовали себя хорошо и здесь можно было найти работу, а в горах села деградировали.
Когда распадался Советский Союз, политиканы увлекли нашу молодежь по ложному пути. Вместо того, чтобы добиваться от властей в Тбилиси реальной социальной помощи горным осетинским селам (в том числе и за пределами Юго-осетинской автономной области) они начали выдвигать ничего не имеющие общего с реальными интересами осетинского народа политические требования. Вместо того, чтобы вместе с грузинами возрождать нашу землю (а опустение горных сел – это проблема и грузинского народа) - мы начали бороться за отделение от Грузии, не понимая, что наш народ используют всего лишь как разменную карту в геополитических играх.
Я прекрасно помню, как все начиналось.
С начало они потребовали для Южной Осетии «статуса» автономной республики, воспринимая тогдашний статус автономной области Едва ли не как «оскорбление» для осетинского народа.
При знаюсь, метя тогда это тоже возмущало. Однако позже я узнал, что никакого « злого умысла» со стороны грузинского руководства в том, что Южная Осетия была автономной областью не было. Точно также как не был «злого умысла» руководства Азербайджана в том, что автономной областью был Нагорный Карабах. И России в том, что всего лишь статус автономной области имел Горный Алтай. Просто когда в СССР проводилось присвоение «Статуса» национальным образованиям, был установлен своеобразный «ценз» -- на статус автономной республики могла претендовать территория, численность населения которой составляла хотя бы 200 тыс. человек., либо бы «стремилась» к этой планке вследствие естественного прироста. Именно поэтому Нахичевань и Аджария имели статус автономных республик в составе соответственно Азербайджана и Грузии, а Южная Осетия и Нагорный Карабах – не имели. Если бы населения бы население той же Южной Осети быстро росло и превысило 200 тыс. человек – вопрос о «повышения» статуса территории до автономной республики возник бы сам собой. Прецедент был: в 1944 г. Независимая Тува вошла в состава ССР в качестве автономной области, однако ее население росло и ей со временем присвоили статус автономной республики.
Увы. Тогда, в советские времена мы осетины больше покидали территорию нашей автономной области, в горах оставались одни старики. Нет молодежи – нет детей – поэтому население автономной области накануне распада СССР опустилось ниже 100 тыс. О каком статусе «автономной республики» могла идти речь?
Тогда таких элементарных вещей нам никто не объяснил (или не был заинтересован в том, чтобы объясняли).
Сегодня Южная Осетия вроде бы «независимое» государство. Но реальное ее население, по оценкам экспертов ООН – всего 18-20 тыс. человек, большая часть его живет в Цхинвале. Получается парадокс.
Когда мы были просто автономной областью – нас было больше 100 тыс.
Когда мы стали бороться за статус автономной республики – нас было уже меньше 100 тыс.
Когда мы развернули войну за независимость от Грузии – нас осталось не более 50 тыс.
Когда нашу независимость признали Россия, Никарагуа и Науру – нас осталось не более 30 тыс.
Сейчас – нас вообще осталось меньше, чем населения в среднестатистическом грузинском райцентре. Даже село Садахло на юге Грузии (с населением в 20 тыс. человек) и то более многолюдное, чем вся «независимая» Южная Осетия.
Ну а если вообще нам провозгласить Южную Осетию не независимым государством, а «империей»? Чего мелочиться?! Только боюсь , что в таком случае здесь вообще не останется осетин.
Может быть не это нужно нашему народу?
Может лучше нам жить дружбе с нашими братьями-грузинами, возрождать свои села, растить детей, чтобы не пустела наша земля.

Алан Джиоев, Владикавказ

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента