АНАЛИТИКА

Последний мэр Сухуми и его вероятные убийцы

10.12.18 16:30


То во что сейчас превратился захваченный сепаратистами Сухуми, представляет собой как бы наглядную иллюстрацию того, к чему приводит сепаратизм. За исключением нескольких зданий город выглядит ужасно, везде масса брошенных развалившихся и разваливающихся зданий, дороги покрыты колдобинами.

Чувствуется, что те кто сейчас живут в городе его хозяевами не являются, и это так и есть. Сухуми захвачен мародерами, а большинство коренного грузинского населения города или изгнаны или убиты.

Сепаратистское «градоначальство» Сухуми озабочено лишь набиванием своих карманов. Даже когда в сепаратистскую Абхазию направлялась огромная помощь из бюджета оккупировавшей эту территорию России, достаточная чтобы «озолотить» любой российский регион, она просто разворовывалась. Прошло несколько лет и потоки «помощи» уменьшились, а Сухуми стал еще хуже и неблагоустроенней. При этом коммунальная сфера находится в ужасающем состоянии, стоки не очищаются и идут прямо в море, на улицах и окраинах города – горы мусора.

Между тем у Сухуми был реальный хозяин. Это последний мэр города Гурам Габискирия.

Он стал мэром Сухуми в самое тяжелое время – в 1992 г. До этого Гурам Габискирия был известным футболистом и тренером.

Он в конце 1960-х годов играл за сухумское «Динамо», затем в разных командах в Ставрополе, Минске, Кисловодске и в СКА (Тбилиси). С 1972 года — судья республиканской категории, с 1974 года — союзной.

Став мэром Сухуми Гурам Габискирия видел его хозяйственным, культурным, спортивным центром Черноморского побережья. И к сожалению не успел реализовать своих планов ему пришлось по сути быть комендантом «прифронтового» города. Но даже в тяжелейших условиях постоянных обстрелов со стороны сепаратистов он смог организовать работу городского хозяйства.

Во время штурма Сухуми в сентябре 1993 г. Гурам Габискирия не покинул город а оставался в нем до конца и вместе с Жиули Шортава и грузинскими вонными защищал последний оплот – здание Правительства Абхазии. Здесь же он был взят в плен кабардинскими добровольцами, которые обещали всем пленным жизнь и безопасность. Но по дороге в Гудауту пленных у кабардинцев перехватила другая группа боевиков и всех расстреляла. В том числе был убит и Гурам Габискирия.

Пока точно не установлено кто были убийцами Гурама Габискирия, Жиули Шортава и других грузинских героев. Но догадаться можно исходя из сохранившихся воспоминаний кабардинцев зафиксированных в книге «Штурм Совмина. Кушхабиев А.В. Кабардинские добровольцы в грузино-абхазской войне (1992-1993 гг.). Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2008.»

По этим воспоминаниям в штурме здания правительства Абхазии кабардинцам огневую поддержку оказывал армянский батальона им. маршала Баграмяна. Армяне пока кабардинцы штурмовали здание, открыли по нему огонь через всю площадь (около 800 м) из пулеметов и гранатометов. Но сами участвовать в штурме не рискнули.
Но при этом естественно армяне-баграмяновцы считали все, что захвачено в здании и пленных «своей» добычей.

Понимая, что в случае плена пощады от «братев-христиан-армян» ждать не приходится, Жиули Шартава поставил условие, что сдастся лишь кабардинцам. Командование кабардиского отряда на это согласилось.

Когда кабардинцы поднялись с парламентариями на второй этаж, там находились 25 человек грузинских военных и членов законного правительства Абхазии во главе с Жиули Шортава и мэр Сухуми Гурам Габискирия.

Пленных вывели из здания. При этом кабардинцы отталкивали от пленных неизвестно откуда взявшихся «героев» которые в штурме здания не участвовали но за то хотели распрвится с пленными (это видно на видеозаписи). Немалая часть толпы вела себя агрессивно по отношению к пленным.




По воспоминаниям кабардинцев, страха в глазах пленных грузин не было. Некоторые даже презрительно усмехались. Спокойными были и Ж. Шартава и Г. Габискирия. Межаев К., Шоров А., Хагажеев А., Пшеунов А. и другие кабардинцы стали вокруг пленных, стараясь не подпускать к ним никого. Но это мало помогало. То с одной стороны, то с другой пленных бьют.

Кабардинцы кричат толпе: «Вы что делаете? Вы что, звери, что ли?». В один момент Шоров М., отталкивая кого-то от Г. Габискирия, кричит прямо рядом с видеокамерой: «Где вы были, «герои», раньше?» (Когда штурмовали Совмин). Кто-то из добровольцев крикнул по-кабардински, чтобы адыги не смешивались с этой толпой (это все видно и на видеозаписи).

Внимательный взгляд зафиксированных на видеозаписи тех, кто жаждал расправиться с пленными, позволяет предположить, что большинство из них были армянами. Ведь так представители «древнего многострадального народа» вели себя не только в Сухуми.

Напомним, что во время Первой Мировой войны в сражениях русской армии с турецкими войсками армян обычно видно не было. Зато когда русские захватывали турецких пленных или занимали турецкие города и села – тут как тут появлялись «возмущенные» армяне и начинали расправляться над безоружными людьми.

Кабардинцы вспоминают еще один характерный эпизод: в то время как они оберегали пленных от толпы, людьми, не имевшими отношения к самому штурму, был снят абхазский флаг с надписью «Кабардинская группа. 27.09.1993 г. и заменён на другой – чистый (как вешали новый флаг снимали журналисты). Темирканов Анзор побежал наверх и снял черкесский флаг, чтобы его тоже не убрали другие. Это знамя он отдал затем своему командиру – Шорову М.

Почерк тоже характерен: присваивать чужое, в том числе и чужие победы – паталогическая страсть националистов одного «древнего» народа.

Тем временем на площади все-таки убили троих пленных. Кто-то подогнал «Рафик», в который запихивают пленных. Шартава не хотел покидать площадь без кабардинских добровольцев. «Рафику» не дают отъехать разъяренные люди, которые бьют пленных через разбитые окна прикладами автоматов.

Видно, как несколько ударов по голове получает Г. Габискирия. Всё это сопровождается криком, матом. Кабардинцы противостояли толпе. Словесная перепалка едва не перерасла в стычку. Тогда Хагажеев А. несколько раз крикнул «Воздух, воздух». Толпа бросилась врассыпную и «Рафик» рванул от Совмина.

По дороге группу пленных перехватили и расстреляли. Тело Гурама Габискирия среди других трупов было опознано его сыном по фотографии в 2005 году. 27 сентября 2017 года Гурам Габискирия посмертно был награжден орденом Национального героя. В октябре 2017 года его останки были перезахоронены в Тбилиси с воинскими почестями.

А теперь попытаемся догадаться кто был убийцами Жииули Шортава и Гурама Габискирия.

Кабардинцы этого сделать не могли – они сами как могли защищали пленных и для них сохранить им жизнь было «вопросом чести». Вряд ли это можно было ожидать от русских. У русского народа есть все таки «воинские понятия» и с пленными «выяснять отношения» не принято.

Но вот «великие и древние» армянские националисты вполне могли пойти на такую подлость. Тем более что они как показывает практика очень «храбрые» воевать с безоружными.

Так или иначе, но гибель последнего мэра Сухуми и его соратников нуждается в дополнительном расследовании. Виновные в этом подлом преступлении должны быть наказаны.


KavkazPlus

Прочитано : 4204


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента