РАЗВИТИЕ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ИРАН И ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ

14.11.15 19:06


Состояние отношений между Ираном и Турцией всегда оказывало свое влияние на военно-политическую обстановку на Среднем Востоке. С первых же дней официальные круги ИРИ, определяя свой внешнеполитический курс, уделили значительное место соседним странам, в том числе Турецкой Республике. Последующие события доказали, что связи с Турецией имеют первостепенное, исключительное значение для жизни ИРИ.
После победы исламской республики в Иране Тегеран и Анкара заявили, что они заинтересованы в поддержании и развитии взаимодружественных отношений. Посол Турции Т.Тюлюмен стал первым послом, принятым в Тегеране в феврале 1979 г. аятоллой Р.М.Хомейни. В письме, адресованном аятолле Р.М.Хомейни правительством Турции, отмечалось, что Турция в случае любой необходимости готова оказать всяческую помощь Ирану (1).
Уже с самого начала наряду с политико-дипломатическими связями начали развиваться и торговые связи между двумя странами. Бывший министр иностранных дел ИРИ И.Язди заявил, что «мы имеем с Турцией хорошие отношения. Она продает нам необходимые товары, а мы обеспечиваем ее нефтью» (2). Сотрудничество Турции с Ираном в области энергетических ресурсов соответствовало интересам обеспечения энергетической безопасности Анкары и очень беспокоило Европейский Союз, особенно США (3).
Ирано-турецкое сотрудничество на новом историческом этапе было обусловлено рядом объективных факторов. Во-первых, Турция является членом военно-политического блока НАТО, она имеет также тесные связи с США, является светским государством. Во-вторых, Турция по сравнению с Востоком более тяготеет к Западу. Именно по этой причине руководство ИРИ ревностно относится к военно-политическому, торгово-экономическому сотрудничеству США и Турции. Радикальные мероприятия официальных кругов Турции, связанные с подавлением выступлений исламистских сил в стране, также серьезно беспокоят руководителей Ирана.
В ходе ирано-иракской войны Турция одновременно вела торговлю с обеими противоборствующими сторонами и даже занимала первое место среди зарубежных торговых партнеров Ирака. Это обстоятельство вызывало чувство глубокого недовольства официальных кругов ИРИ. Поэтому Тегеран настаивал на том, чтобы Турция прекратила торговые связи с Ираком. А Ирак и его арабские союзники, в том числе Саудовская Аравия, старались вынудить Турцию прекратить торговые связи с ИРИ.
Следует отметить, что когда шли военные операции на ирано-ракском фронте, Турция одновременно отправляла продукты питания и в Иран, и в Ирак, и этим актом оказывала Тегерану огромную помощь. Турецкая помощь сыграла важную роль в стабилизации экономики Ирана, а также в развитии взаимных, двусторонних торгово-экономических связей (4).
В сентябре 1980 г. в Турции произошел военный переворот. В Иране активизировалась антитурецкая кампания. В ответ на это в январе 1981 г. турецкая сторона закрыла границу с ИРИ. Но вскоре руководство Турции было вынуждено отменить свое решение о закрытии границы с Ираном: Потому, что средства транспорта, в основном автомобили, перевозящие различные грузы в Иран, скопились на протяжении пути, ведущей в Эрзурум длиной в 300 километров и это обстоятельство приводило к нарушению ряда взаимных соглашений с Ираном и могло оказать отрицательное влияние на внешнюю торговлю Турции.
Либерально-буржуазные деятели, занимавшие во главе с президентом ИРИ А.Банисадром позиции в политических кругах Ирана, объясняли свою линию не только с тем, что Турция является экономически полезным партнером но и с тем, что «она может стать надежным щитом и гарантом для Ирана в борьбе против влияния коммунизма». В результате сближения идеологических, экономических, торговых позиций объем ирано-турецкой торговли со 135 миллионов долларов в 1980 г. до 550 миллионов долларов в 1981 г., и до 800 миллионов долларов в 1982 г. (5).
В этот период между двумя странами возникла еще одна форма незаконной, несанкционированной торговли-контрабандная торговля запасными частями для грузовых и легковых автомобилей.
В середине 80-х гг. иранская сторона проявляла огромный интерес к расширению торговых связей с Турцией. Официальный визит премьерминистра ИРИ Мир Хосейна Мосави 20-22 января 1985 г. В Турецкую Республику дал толчок реализации этих, взаимных стремлений. Были обсуждены различные стороны ирано-турецких взаимоотношений (6).
16 июля 1986 г. было подписано ирано-турецкое соглашение о проведении нефтепровода с юго-западной провинции Ирана – Хузестана до турецкого порта Искендерун на берегу Средиземного моря. Протяженность этого нефтепровода составляла 1.900 километров. Предусматривалось, что благодаря этому нефтепроводу турецкая сторона в течение каждой сутки получит 1 миллион баррелей нефти (7).
Сотрудничество Турции с Ираном в области энергетических ресурсов вызывало беспокойство правящих кругов стран-членов Европейского Союза, это обстоятельство особо беспокоило руководство США (8).
Уместно отметить, что объем экспорта Ирана в 2003 г. составлял 28 миллиардов долларов. 21,5 миллиардов долларов из этой суммы подали на долю нефти и газа (9). Основной проблемой в экспорте Иранской нефти в Турцию является высокая сумма турецких ввозных (импортных) пошлин. Суммы турецких пошлин высоки также и на промышленные и сельскохозяйственные товары. Но несмотря на высокие пошлины на импортные товары, Турция ежегодно ввозит сельскохозяйственные товары из других стран мира на сумму 2,5 миллиардов долларов (9).
Турецкое руководство с целью защиты интересов национальных производителей, применяло ограничения на товары, привозимые из Ирана эти ограничения касались особенно некоторых видов иранской текстильной продукции и материалов для обвертывания (например, мешков, изготовленных из полипропилена). Ограничение примененное в начале 2004 г., должно было действовать в течение ближайших 3 лет. В этот период была определена квота на ввоз в Турцию предусматриваемых товаров в объеме 1.000 тонн. (10).
Иранская сторона не применяет никакие квоты и ограничения для ввоза турецких товаров в страну. Импортные (ввозные) пошлины Ирана значительно ниже по сравнению с турецкими. Например, пошлина за ввоз турецких текстильных товаров снижена с 60 до 40 процентов. Отметим, что низкий уровень суммы пошлин за ввоз способствует не только развитию торговли, но уменьшает также риск ввоза товаров контрабандным путем.
В начале января 1986 г. премьер-министр Турции Т.Озал побыл с официальным визитом в Тегеране. Он провел переговоры с премьер-министром ИРИ Мир Хосейном Мосеви и председателем иранского парламента Хашеми-Рафсанджани (11). Примечательной особенностью этого визита было то, что в составе турецкой правительственной делегации в Иран прибыла также группа, состоящая из 150-ти влиятельных предпринимателей Турции. Значение этих переговоров заключалось и в том, что турецкие предприниматели в свою очередь провели встречи с руководящими лицами министерств торговли и промышленности Ирана и были достигнуты определенные соглашения между ними.
Следует отметить что начиная с 1986 г. иранское руководство начало предпринимать меры по развитию отношений со всеми странами мира, в том числе с Турцией. Интересно, что когда иранским официальным лицам был задан вопрос «Отвечают ли интересам ИРИ развитие связей с Турцией, являющейся членом НАТО?», последовал такой ответ: «Если Турция не проводит политику вражды в отношении ИРИ и заинтересована в развитии двусторонних экономических связей, то мы подходим к прогрессу в ирано-турецких отношениях как к политике, обеспечивающей интересам мусульман и исламского Ирана» (12).
Представляет интерес тот факт, что в апреле 1986 г. Саудовская Аравия предлагала Турции приостановить торговлю с Ираном, а взамен этого обязалась возместить все потери Турции в случае приостановления ирано-турецких торговых связей, но руководство Турции не пошло на эту провокацию и продолжало торговлю с Ираном. Для правящих кругов Ирана вопрос о развитии торговли с Турцией больше имел политическое значение (3).
В начале 1988 г. наряду с другими областями, основное внимание в ирано-турецких отношениях было уделено расширению двусторонних торговых отношений. Предложение об обсуждении вышеуказанных проблем было выдвинуто в феврале во время приема министра иностранных дел ИРИ премьер-министром Турции Т.Озалом (13). Турецкая сторона очень положительно отнеслась к факту завершения ирано-иракской войны. И после этой войны руководство Турции предпринимала попытки для развития торговых отношений с Ираном. К этому моменту уже в Турецкой Республике работало огромное количество иранских бизнесменов.
В 1988 г. особенно успешно развивались торгово-экономические связи между двумя странами. Эта стабильность создала благоприятную почву для подписания ряда соглашений между двумя странами в различных областях и реализации ряда других конкретных мер в начале 1989 г. (14).
В марте 1989 г. Премьер-министр ИРИ Мир Хосейн Мосеви для участия в работе совместной ирано-турецкой торгово-экономической комиссии побывал в Анкаре. Было заключено соглашение о повышении объема взаимного товарооборота до 2 миллиардов долларов. В результате объем торговли между Ираном и Турцией возрос сразу на 200 миллионов долларов (15).
Во второй половине февраля 1989 г. новый премьер-министр Турции Й. Акбулут побывал с трехдневным визитом в ИРИ. Это был его первым зарубежным визитом в качестве главы исполнительной власти Турции (16). Руководство Турции придавало исключительное значение развитию взаимных отношений с Ираном. Например, в 1985 г. объем товарообмена между Ираном и Турцией достиг 3 миллиардов долларов (17).
Интересно, что новый премьер-министр Турции Н.Эрбакан также совершил свой первый, официальный зарубежный визит в середине августа
1996 г. в ИРИ. Он с трехдневным визитом побывал в Тегеране. Необходимо отметить, что к этому визиту Н.Эрбакана в Иране подходили с политической и экономической точек зрения.
Несомненно, что только благодаря приходу к власти в Турции правительства во главе с лидером исламистской партии («Рифах» – «Благоденствие») был реализован старый проект, связанный с транспортировкой иранского природного газа в Турцию. На самом деле правительство Турции решило предпринять этот шаг в очень тяжелой ситуации. Так как, в этот момент руководство США ужесточило санкции против Ирана, выступило с угрозами в адрес стран и компаний, активно сотрудничающих с Ираном в области нефти и газа. В то время, когда США обещали наказать компании, заключившие сделки с Ираном, объемы которых превышали 40 миллионов долларов, Турция заключила контракт с Ираном на сумму 20 миллиардов долларов и это событие было встречено в Тегеране как «большая сенсация». Министр нефти и газа ИРИ Агазаде заявил, что доходы Ирана от указанного контракта ежегодно составят 1 миллиардов долларов. Предусматривалось погашение всей этой суммы твердой валютой (18).
Следует отметить, что избрание М.Хатами президентом ИРИ положило конец кризисной ситуации, сложившейся в двусторонних отношениях. Уже осенью 1997 г. Иран и Турция обменялись послами. Постепенно были налажены и другие двусторонние связи. Стоимость товаров, экспортированных Ираном в Турцию в 2000 г., составляла 747 миллионов долларов. А стоимость товаров, импортируемых Ираном в том же году из Турции, составляла 230 миллионов долларов. Объем товарооборота между двумя странами достиг 977 миллионов долларов. Стоимость товаров, экспортируемых Ираном в Турцию в 1999 увеличился с 636 миллионов долларов до 747 миллионов долларов в 2000 г., т.е. возросла на 17,5 процентов (19). В указанный период Турция являлась одной из главных покупателей иранской нефти и нефтепродуктов.
В 2003 г. общий объем импорта Ирана составлял 28 миллиардов долларов, 500 миллионов долларов из этой суммы приходилось на долю товаров, ввозимых в Иран из Турции. Одновременно в торговых партнеров Турции Иран уже занимал 26-ое место (9).
Среди товаров, импортируемых Ираном из Турции, основное место занимают товары текстильной промышленности, запчасти для автомобилей, сырье для производства пластмассы, товары химической промышленности и другие потребительские товары.
Обе страны, пользуясь деятельностью международных обществ и организаций, предпринимают шаги в направлении расширения двусторонних торговых связей. 15 сентября 2004 г. в Стамбуле был проведен 8-й конгресс Международной Лиги мусульманских бизнесменов и предпринимателей. В рамках этого конгресса была проведена встреча министра торговли ИРИ М.Шариатмадари с премьер-министром Турции Р.Т.Эрдоганом. Премьер-министр Турции заявил, что он доволен ходом развития торгово-экономических отношений. Он также выразил надежду в то, что в ближайшем будущем объем товарообмена между двумя странами достигнет пяти миллиардов долларов.
Существует ряд проблем, препятствующих развитию торговых отношений между двумя странами. Одной из нерешенных проблем, существующих между двумя странами, были высокие цены иранского природного газа, экспортируемого в Турцию. В связи с этой проблемой Р.Т.Эрдоган предложил иранской стороне снизить цены на иранский природный газ, экспортируемый в Турецкую Республику. Еще одним значительным препятствием на пути расширения двусторонних торговых отношений было недоверия Ирана к Турции в области банковского дела и отсутствие представительств зарубежных банков в Иране.
В связи с этим председатель Союза Экспортеров Турции О. Сайтахчи выступил с сообщением на семинаре, посвященном развитию ирано-турецких экономических и торговых отношений. Он отметил, что в Иране производятся поддельные «турецкие» товары и именно поэтому оригинальным турецким товарам наносятся огромный ущерб. О.Сайтахчи отметил также, что необходимо упрощение правилы перехода границы на таможне (20).
29 июля 2004 г. в Тегеране была проведена встреча представителей деловых кругов Турции и Ирана. На этой встрече заместитель министра торговли ИРИ по вопросам иностранной торговли М.Хосровтадж говорил о состоянии внешней торговли Ирана и о проблемах развития ирано-турецких торговых отношений. Объем приграничной ирано-турецкой торговли неуклонно увеличивалась. Необходимо отметить, что в зоне свободной торговли, созданном вдоль ирано-турецкой границы, отдельные компании обеих стран планируют свободную продажу нефтепродуктов, электрического, машиностроительного и технологического оборудования.
Торговые связи между Ираном и Турцией с 1979 г. получили новое развитие. Порою во взаимоотношениях этих соседних государств возникали кризисные явления. Но несмотря на это обстоятельство, эти явления не влияли серьезным образом на двусторонние торговые связи. Наоборот, расширение масштаба взаимных торговых связей оказывало положительное влияние на развитие ирано-турецких отношений и в других областях.

Литература:

1. «Hürriyyet», 18 июля 2005 г. /http:/www. hurriyetim. com. tr/yazarlar/на турецком языке).
2. «Tehran Times».14.06.1979 (на английском языке).
3. Молдобаев А. Внешняя политика Турции на современном этапе //http://www.easttime.ru/analytic/2/6/365.html
4. Иран. Импорт // 03.08.2004//www.textilemarket.ru
5. Декларация о принципах добрососедских отношений между Турцией и СССР // bookside.ru/fulltext
6. «Cumhuriyyet». 21.01.1985.
7. Дмитриев С.Б. Иран: Современный этап развития. М.: Знание, 1987, с. 24-64.
8. Молдобаев А. Внешняя политика Турции на современном этапе // http:www.easttime.ru/Analitic/2/6/365.html
9. Иран. Импорт // 03.08.2004.//www.textilemarket.ru
10. Турция ввела ограничения на импорт из Ирана. 23.01.2004. //http:// www.textilemarket.ru
11. Tehran Times, 04.01.1986
12. اتالاات 06.02.1986.
13. Cumhuriyyet, 23.02.1989.
14. کیهان, 02.02.1989.
15. کیهان , 22.03.1989.
16. İRNA, 27.02.1990.
17. Tehran Times. 27.02.1990.
18. کیهان , 14.08.1996.
19. Задонский С.М. Внешнеэкономические связи Исламской Республики Иран // Ближний Восток и современность. Сборник статей. Выпуск 14. М.:ИВРАН, 2002(с.60-85)(-320 с.), с.64.
20. Низкий объем взаимного товарооборота недостоин таких стран, как Иран и Турция // http://www.iran.ru

Атамоглан Мамедли
Доцент Бакинского Государственного Университета (Азербайджанская Республика)

Прочитано :


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента